Визуальные эффекты

Кристина Бердинских, "Корреспондент", №44, 11 ноября 2011

Милиция и налоговая администрация взялись с помощью кино и мультипликации воспитывать в украинцах любовь к себе, забыв, что без реальных реформ любой пиар — это деньги на ветер

Налоговый инспектор Сан Саныч Лелеко вместе со своими детьми хочет построить Город мечты, в котором все живут честно, работают и, главное, платят налоги. Героям приходится нелегко, но в конце концов они добиваются своего. Это — краткий синопсис 15-минутного мультфильма, снятого по заказу Государственной налоговой службы Украины. Главный его посыл: платить налоги — это значит быть честным, любить свою страну.
Презентация мультфильма прошла в Киеве 8 ноября, и скоро он появится на украинских телеканалах.
Это не единственная премьера государственно-пропагандистского продукта, который ожидает зрителей. В конце декабря на телеканале ICTV, аккурат ко Дню милиции, начнут демонстрировать первый отечественный сериал о работе людей в синих мундирах. Название подобрали соответствующее — Картина мелом, намекая на то, чем обводят трупы на месте убийства. Сюжет каждой серии — это реальное дело, успешно расследованное украинскими правоохранителями.
К слову, налоговики собираются пойти по стопам милиции и тоже снять про себя сериал.
Такая порция пропаганды, по мнению экспертов, не случайность. Усилившееся налоговое давление и частые столкновения милиции с недовольными украинцами не добавляют популярности этим госструктурам. В подобной ситуации работа над имиджем просто необходима.
По словам политтехнолога Тараса Березовца, такой пиар — нормальная мировая практика. Например, Минобороны США и ФБР спонсируют голливудские киноленты, в которых позитивно показана роль этих органов. А в России пропаганда силовых структур с помощью ТВ-сериалов и вовсе поставлена на поток.
"Но пропаганда лишь усиливает эффект, — замечает Березовец. — Если не проводить реформы, а заниматься только пропагандой, никакие талантливые сценарии не помогут улучшить имидж госоргана".

Хорошие люди в погонах
Продвижением сериала Картина мелом занялся лично Анатолий Могилев, на тот момент — глава МВД. В одном из интервью он рассказал, что ко Дню милиции украинские киношники выпустят несколько частей фильма о работе правоохранителей.
Продюсером ленты стал не чужой МВД человек — Константин Стогний, в недавнем прошлом советник министра внутренних дел и экс-глава пресс-службы ведомства. Мотивом его действий было желание доказать, что работа украинских правоохранителей хоть и опасна и трудна, но жизненно необходима обществу.
"Поговаривают о том, что в милиции уже нет оперативников, что все рассыпалось, все никудышное. Но ведь это не так", — уверяет Стогний Корреспондент. Чтобы показать это "не так", он взял реальные дела, с успехом раскрытые отечественными следователями, и экранизировал их. Четыре дела-серии уже готовы.
Помогает Стогнию создавать светлый образ МВД крепкая команда, в которой выделяется Лилия Ребрик, украинская телеведущая и актриса. Очаровательно улыбаясь, она рассказывает, что ее героиня — одна из четырех сотрудников МВД, которые в фильме станут расследовать тяжкие преступления, — будет не монстром в форме, а человеком.
Стогний не называет общей сметы картины, а об источниках финансирования говорит расплывчато — мол, даже подключили неких бизнесменов-диаспорян из Чили и Аргентины.
По оценкам экспертов ТВ-рынка, затея с подобным сериалом — удовольствие не из дешевых: бюджет одной серии ориентировочно равен $ 200 тыс.
«Поговаривают о том, что в милиции уже нет оперативников, что все рассыпалось. Но ведь это не так»
Константин Стогний, продюсер сериала Картина мелом

МВД, как заверила Корреспондент Ирина Шинкаренко, пресс-секретарь Могилева, на сериал не выделило ни копейки. Министерство лишь помогает консультациями — подбирает интересные уголовные дела.
Похожая история и у мультфильма о семье Лелеко и пользе уплаты налогов. Его производство обошлось в 350 тыс. грн. И это не госсредства, а деньги, которые собрали ветераны-налоговики. По крайней мере так говорят в пресс-службе Госналогслужбы.
По мнению экспертов, подобная ситуация — когда ведомство максимально дистанцируется от пиар-продукта, работающего на его имидж, — связана с желанием уберечь себя от обвинений в неэффективном расходовании средств. А они могут возникнуть, ведь польза от таких сериалов или мультфильмов, скорее всего, будет нулевой.

Эффектно, но без эффекта
Позитивный имидж украинским правоохранителям нужен как воздух. По данным опроса TNS в Украине, проведенного в феврале 2011 года по заказу Лаборатории законодательных инициатив, больше всего украинцы доверяют церкви, отечественным СМИ и армии. Милиция же в этом рейтинге доверия стоит на 13-м месте из 15 возможных. Хуже дела лишь у прокуратуры и судов.
Более того, по данным Центра Разумкова, с февраля 2005 года по ноябрь нынешнего поддержка действий милиции упала почти вполовину — с 19% до 9,3%.
Но картинка на экране, если она расходится с реальной жизнью, улучшить имидж госструктуры не в состоянии. Можно лишь смягчить нелюбовь к милиции у отдельных людей, отмечает Елена Деревянко, партнер агентства PR-Servise, вице-президент Украинской РR-лиги.
"Но ровно до того момента, когда под пресс милиции попадет этот человек или кто-то из его ближнего круга", — уверена она.
А чтобы добиться реального имиджевого эффекта, нужно вначале проводить реформы и реальной работой доказывать свои положительные стороны, а уж после, в подкрепление, снимать пиар-продукты.
Сергей Гайдай, директор по стратегическому планированию социально-инжинирингового агентства Гайдай.ком, приводит пример Грузии. Сейчас там тоже снимают сериалы о работе полиции. И даже создают компьютерные игры, где грузинский полицейский борется с преступником. Но прежде чем заняться этим, официальный Тбилиси провел кардинальную реформу правоохранительных органов, которым сегодня население доверяет больше, чем даже церкви.
К тому же, по мнению Гайдая, в Грузии грамотная информационная политика освещения работы полиции. В местных СМИ, в отличие от Украины, редко показывают победы полиции над криминалом. Зато широко освещают случаи, когда некий чиновник попадается на коррупции или если произошло какое-то правонарушение в рядах полиции.
"Понятие "честь мундира" у них отсутствует. Полиция демонстрирует обществу, что начинать нужно прежде всего с себя", — говорит Гайдай.
В Украине этого нет, и поэтому, как считает Березовец, местным фискальным или силовым органам впору снимать разве что Кошмар на улице Вязов.

Кристина Бердинских, "Корреспондент", №44, 11 ноября 2011