Последователь стратегии «не бояться говорить»

журнал "Marketing Media Review", №17-18 (84), сентябрь 2009

По результатам экспертного рейтинга Человек-бренд, проведенного ММR в сентябре, в номинации Агентский РR/консалтинг победила управляющий партнер агентства РR-Sегviсе Елена Деревянко. Причем она собрала вдвое больше баллов, чем каждый из лидеров остальных номинаций. О рейтинге, его объективности, недооцененных профи и возможных бонусах полученного звания с Еленой побеседовал ММR
Ирина Рубис

Как вы думаете, почему  именно вас признали  человеком-брендом в категории агентский РR?
Льщу себя надеждой, что это объективно высокая оценка моего профессионального уровня и личного обаяния- А если серьезно, то думаю, благодаря тому, что я никогда не стеснялась честно и открыто высказывать свою точку зрения
— и по узкопрофессиональным вопросам, и в качестве эксперта, оценивающего различные явления и процессы общественной жизни. Судя по всему, это не осталось незамеченным.

Насколько, по-вашему,  объективен и своевременен этот рейтинг? Разделяете ли вы результаты и считаете ли, что на нашем рынке действительно есть люди-бренды а-ля Бренсон?
Украинская РR-индустрия постепенно вырастает из коротких штанишек, и на пороге обретения зрелости будет не лишним провести «инвентаризацию» интеллектуальных и репутационных активов отрасли. С этой точки зрения рейтинг весьма своевременен. Даже если при ближайшем рассмотрении не были обнаружены сумасбродные гении, «на выходе» получились списки узнаваемых специалистов, небезынтересные для коллег.
Что касается объективности, то это вопрос концептуального подхода. Любой экспертный опрос в любом формате (а я рассматриваю Человек-бренд именно как внутриотраслевой опрос экспертов) субъективен по своей природе, а супротив природы не попрешь. Намного важнее другое -  то, что состоялось свободное волеизъявление людей, находящихся в профессии. И в этом -  ключевая ценность проекта ММR. Методику можно совершенствовать бесконечно, главное, начало положено.

Изречения и установки, которые вас воодушевляют и двигают вперед
• Каждый равно пуст, равно достоин любви, равно будущий Будда. (Керуак)
• Сильнее всех - владеющий собой. (Сенека)
• Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений. (Наполеон Буонапарте)
• Самурай прежде всего заботится о своих воинах, а потом о себе. (Кодекс Бусидо)
• Благородный муж ни в чем не состязается. (Конфуций)
• Неретивых я не просвещаю; не сгорающим от нетерпения получить разъяснения - не объясняю; своих уроков не повторяю тем, которые по одному приподнятому углу не отгадывают трех остальных. (Конфуций)
• Не говорить с человеком, с которым можно говорить, - значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, -  значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов. (Конфуций)
• Казнить людей, не наставив их, -  это бесчеловечность; требовать немедленного исполнения чего-либо, не предупредив заранее, -  это торопливость; медлить с распоряжениями и требовать срочного исполнения их -  это пагубность; давая людям что-нибудь, проявлять при выдаче скаредность -  это мелочность. (Конфуций)
• Нет ни одной превосходной души без примеси сумасшествия. (Аристотель)


Кто из достойных представителей категории агентский Р
R был недооценен?
Пожалуй, Мирослав Когут. Хотя, возможно, дело в том, что в нашей номинации тоже имело бы смысл разделить идеологов-технологов и администраторов. И тогда расклад мог бы получиться несколько иным.

Кто для вас украинцы-бренды, если не ограничиваться рекламно-коммуникационным бизнесом, да и всем бизнесом в целом?
Если говорить о ныне живущих соотечественниках, то, думаю, не буду оригинальна, если назову в числе представителей высшего бренд-дивизиона:
• в сфере бизнеса - Ахметова, Коломойского, Пинчука и Ярославского;
• в политике - Тимошенко, Ющенко, Януковича;
• в спорте -  братьев Кличко и Андрея Шевченко.
В данном случае в качестве критерия использую знание бренда максимально широкой аудиторией в сочетании со «стажем» бренда. Порядок перечисления алфавитный.
Если же говорить о знаковых украинцах всех времен (то есть о людях, которые, скорее всего, согласились бы именоваться украинцами, в отличие от номинированных в телепроекте Великие украинцы Михаила Булгакова и Николая Бердяева), то это -  что опять же вполне прогнозируемо - Григорий Сковорода, Петр Могила, Богдан Хмельницкий, Нестор Махно, Степан Бандера.
Как для вас разделяются понятия «персональный бренд», «репутация», «имидж»?
Личный имидж человека -  это поверхностные ассоциации первого круга, которые возникают при той или иной форме взаимодействия с ним других лиц. По сути, речь идет о том, что думают об обладателе имиджа другие люди, не слишком им интересующиеся и не утруждающие себя тем, чтобы попытаться узнать о нем больше. Причем имидж может быт как устойчивым (если субъект выстраивает свое поведение в русле определенных доминант), так и нестабильным (если у субъекта отсутствует четкая имиджевая стратегия).
Репутация же — это стабильный ассоциативный ряд. Ее самая ценная разновидность - репутация в профессиональном сообществе, поскольку в данном случае свое мнение высказывают не дилетанты, а люди осведомленные.
Если же говорить о персональном бренде, то здесь водораздел проходит по несколько иной линии. Любое частное лицо неизбежно имеет имидж и репутацию в глазах свои референтных групп, но и только. А персональный бренд удел публичных людей, имидж и репутация которых являются результатом общественного признания или порицания.

Вы целенаправленно занимались самомаркетингом? Была и есть стратегия? Когда и с чего все началось?
Профессионализм представителей интеллектуального бизнеса (PR-индустрия - не исключение) оценивается по тому, ЧТО, КАК и ГДЕ они говорят. Если, к примеру, для производственного бизнеса информационный поток является сопутствующим эффектом протекания основных бизнес-процессов, то для PR информационный поток и есть основной бизнес- процесс. Кроме того, это личностно зависимый бизнес, поэтому персональный брендинг происходит стихийно (если, конечно, есть личность, достойная брендирования).
Тем более в моем случае, сколько я себя помню, движущей силой всегда было здоровое честолюбие. А стратегию можно условно назвать «Не бояться говорить». Если я считаю, что мой взгляд на те или иные вещи может раскрыть новые грани бытия и сознания, помочь этому миру стать лучше, то с какой стати молчать?

Если взять типичный рабочий день или неделю,  какую их часть вы отводите на работу по поддержанию собственного бренда? И в чем она сейчас состоит, когда определенная репутационная вершина уже взята?
100% рабочего времени, поскольку репутацию нужно оправдывать профессиональными достижениями. Это не означает, что я с утра до вечера даю интервью. Это означает, что с утра до вечера я занимаюсь любимым делом и тем самым наращиваю репутационные активы. А если говорить о вершинах, то «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывало».

Опишите первые 24-48 часов с того момента, как общественности стал известен факт вашей победы в номинации?
Принимала поздравления, благодарила тех, кто честно признался, что отдал за меня свой голос. Порадовала родителей — для них достижения детей всегда больше значат, чем для самих детей. Выразила свои эмоции, дописав цитату в новость для корпоративного сайта.

Как думаете, поможет это звание в бизнесе?
На PR-рынке (особенно в его политическом сегменте) для наиболее интересных клиентов мало что значат регалии специалистов и агентств. Для многих проектов важна полная тишина и умение пиарщиков держаться в тени, а не заниматься self-promо. Хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что звание Человек-бренд однозначно повысит узнаваемость и персонального, и корпоративного бренда агентства PR-Service, а значит, может привести к увеличению потока заказов. Поживем — увидим.  

СПРАВКА
Елена Деревянко, управляющий партнер и креативный директор агентства РВ-5ер,iсе
Родилась в год Тигра по восточному гороскопу под зодиакальным знаком Льва. Кандидат экономических наук, доцент с 10-летним стажем преподавательской работы (в т. ч. в сфере Public Relations). В журналистике и
РR-консалтинге с 1998-го. В 2003 г. — совместно с партнером Татьяной Лагодой основала Агентство PR-Service. Координирует реализацию РR-программ клиентских компаний на концептуальном и стратегическом
уровне. Личный советник ряда известных публичных лиц из сферы бизнеса и политики. В начале 2007 г. избрана вице-президентом Украинской лиги по связям с общественностью, курирует вопросы регионального развития, а также входит в комиссию по науке и образованию. Член IPRA.
Жизненное кредо
делай то, что считаешь нужным, и будь что будет.
Профессиональное табу
Не обижай беззащитных.